Дмитрий Зотов

Психолог. Санкт-Петербург

Тел.: +7 (921) 967-00-29

План занятий из программы краткосрочной реабилитации военнослужащих

Примерный план групповых занятий из программы краткосрочной реабилитации военнослужащих

Программа краткосрочной реабилитации военнослужащих основана на разработках неформальной группы психологов «МОПс» («Мобильный Отряд Психологов» - Глазунова М., Дегтярев А., Зотов Д., Косалимова О., Нечхаева А., Уварова И., Чернышева Н., Шишова Е., Якушенко Н. и др.) и апробирована в Центре психоэмоциональной регуляции и психологического консультирования Северо-Западного округа Внутренних Войск МВД РФ. В программе использованы методики кандидата физико-математических наук, доцента кафедры методов психологических исследований психолого-педагогического факультета Санкт-Петербургского Государственного Педагогического Университета им. А.И.Герцена А.Л.Лихтарникова, доктора психологических наук, заведующего кафедрой клинической психологии психолого-педагогического факультета СПбГПУ им. А.И.Герцена В.А.Ананьева и др.

В ходе предварительных индивидуальных консультаций было выявлено, что основной проблемой военнослужащих срочной службы независимо от срока их службы является изоляция. Учитывая это, данная программа краткосрочной реабилитации военнослужащих разрабатывалась авторами с акцентом на работе, направленной на преодоление изоляции. Программа рассчитана на четырехдневный реабилитационный цикл.

Основной задачей в первый день является установление контакта консультантов с клиентами-военнослужащими в процессе индивидуальной работы (анкетирование и беседа). Со второго по четвертый день проводятся групповые занятия с последующим индивидуальным консультированием по запросам клиентов. Опыт проведения групповых занятий показывает, что оптимальной является ситуация, когда количество психологов составляет около 1/3 всего состава группы, что позволяет им быть фасилитаторами (инициаторами и ускорителями) работы группы. Максимальный объем группы, при котором работа сохраняет оптимальный уровень эффективности, составляет 18-20 человек. Программа представляет собой пластичную структуру: при необходимости можно вводить в нее дополнительные упражнения (например, динамические) или заменять одни упражнения на другие. Принципиально важной является последовательность выбора тем занятий.

Первое групповое занятие – «Интервью»

Общая продолжительность занятия: 1,5 часа (при максимальном объеме группы).
Тема: Саморефлексия. Обращение к собственным переживаниям по поводу отношения к другим людям.
Цель: Преодоление изоляции - установление контакта между участниками группы.

Первая часть: Знакомство. Продолжительность первой части: 15-20 минут. Ведущий выносит на обсуждение три «Правила группы»: -не перебивать; -не критиковать высказывания; -не оценивать участников группы. После принятия этих правил участникам дается возможность предложить другие правила, необходимые с их точки зрения для создания атмосферы безопасности в группе. Участники вырабатывают определенный этический кодекс, обязательный для выполнения на групповых занятиях в ходе программы. Участие группы в разработке кодекса правил необходимо для осознанного принятия ответственности за их выполнение каждым участником. Продолжительность: 10-15 минут. Затем ведущий предлагает приступить к разминочному упражнению «Какой я сегодня» (методика взята из материалов занятий курса «Техника психологического консультирования» А.Л.Лихтарникова). Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Большинство из нас сейчас не знакомы друг с другом. Для того чтобы легче запомнить имена, пусть сейчас каждый участник назовет свое имя и свою отличительную особенность (желательно уместить ее в одно слово), начинающуюся на ту же букву. Следующий за ним – повторит имя и отличительную особенность предыдущего, а затем назовет свои». Примечание: Порядок ответов можно изменить, используя маленький мячик: участник, ответивший на вопрос, передает право ответа, бросая мячик тому, кого выбрал сам. Это усиливает вовлеченность в процесс работы и открывает новые возможности для контакта участников группы.

Вторая часть: Собственно «Интервью». Продолжительность: 40 минут – 1 час при объеме группы в 18-20 человек. «Интервью» является адаптированным вариантом проективной методики, разработанной А.Л.Лихтарниковым («переоценочное интервью»). «Интервью» состоит из пяти позитивных вопросов. Отвечая на вопросы и выслушивая ответы других, участники группы имеют возможность поделиться своим опытом и познакомиться с опытом других. В процессе данной работы происходит раскрытие участников группы, часто с неожиданных для других сторон. Многие впервые обнаруживают близость своих мыслей и чувств к мыслям и чувствам других людей, общность взглядов с другими людьми. У участников появляется интерес друг к другу, что ведет к преодолению изоляции и установлению контакта. Инструкция: «Я сейчас задам по очереди пять очень простых вопросов. Постарайтесь ответить на них. Отвечаем по кругу, по очереди. Пять кругов – пять вопросов. Начнем с первого». В качестве примера ведущий может первым отвечать на вопросы. 1)Что ты хорошо умеешь делать? 2)Что тебе нравится в себе? Эти два вопроса исследуют самоотношение клиентов. Следующие два – отношение к другим людям, наличие / отсутствие изоляции и готовность к социальным контактам. 3)Что тебе нравится в других людях? 4)Чего ты ждешь от других людей? Пятый вопрос выявляет наличие ресурса. Этот вопрос подготавливает почву для работы на формирование позитивного прогноза. 5)В чем ты уверен относительно себя?

Третья часть: Упражнение «Портрет группы» (методика взята из материалов занятий курса «Психологическое консультирование» кандидата психологических наук, доцента кафедры психологической помощи психолого-педагогического факультета СПбГПУ им. А.И.Герцена А.М.Родиной). Продолжительность: 10-15 минут. Оборудование: лист белой бумаги формата А4, набор цветных карандашей или фломастеров. Инструкция: «Давайте все вместе нарисуем рисунок. Для этого кто-нибудь начнет с любой простой детали, а затем по кругу каждый участник будет добавлять к рисунку еще по одной, пока не кончится круг». Когда рисунок готов, ведущий предлагает считать рисунок портретом группы. Портрет должен иметь имя, поэтому ведущий еще раз пускает листок с рисунком по кругу, и каждый участник предлагает свое название портрета (буквой, словом и т.п.). Упражнение «Портрет группы» использует пространство рисунка, как символическое пространство контакта между участниками группы, что особенно важно для людей с низким уровнем доверия к окружающим и высокой тревожностью, так как освобождает их фантазию от условностей и стереотипов пространства привычного общения. «Портрет группы», объединяя участников группы в таком виде деятельности, где результат получается совместным, является упражнением на сплочение группы.
Четвертая часть: Завершение. Продолжительность: 10-15 минут. Ведущий предлагает каждому участнику ответить на вопрос: Что сложного, важного и значимого было сегодня? (Методика взята из материалов занятий курса А.Л.Лихтарникова). Этот вопрос дает разрешение говорить о сложностях (негативе) и, в то же время, заканчивает работу на выделении участниками позитивных переживаний. В конце занятия участникам предлагается обсудить выбор темы следующего дня. Данное предложение мотивирует их заявлять актуальные проблемы и закрепляет установленный контакт. Однако, практически любые предложения (тем более разнообразные), как показывает наш опыт, легко превращаются в одну и ту же тему второго занятия – мечты, желания, планы.

Второе занятие - «Безумное чаепитие»

Общая продолжительность занятия: 2 часа - 2 часа 15 минут.
Тема: Мечты, желания, планы.
Цель: Восстановление целостности восприятия жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего) каждого участника группы; продолжение работы с контактом и преодолением изоляции.

Первая часть: Разминка. Продолжительность: 10-15 минут. В начале занятия для разогрева группы ведущий задает каждому участнику вопрос: Какой ты сегодня? Вопрос обращен к ситуации «здесь и теперь» и способствует включению участников в работу группы. Затем ведущий предлагает вспомнить «Правила круга», после чего задает каждому участнику вопрос: Что нового и хорошего произошло с тобой со вчерашнего дня? (Методика из материалов занятий курса А.Л.Лихтарникова).

Вторая часть: «Безумное чаепитие». Продолжительность второй части: 1 час 10 минут – 1 час 20 минут. Упражнение «Безумное чаепитие». (Методика из материалов занятий курса А.Л.Лихтарникова). Продолжительность: 45-50 минут. Название упражнению дала сценка из сказки Л.Кэррола «Алиса в стране чудес», в которой участники чаепития все время перемещались вокруг стола в поисках новых чашек для чая. В «Безумном чаепитии» постоянное перемещение также является одним из ключевых моментов. Основная направленность упражнения – работа с целеполаганием и поиском ресурса для достижения цели. Подготовка и проведение упражнения: Организуются два круга – внешний и внутренний. Количество людей в кругах равное. Круги располагаются лицом друг к другу (внешний круг к внутреннему), т.е. образуются пары.

Примечание: Наш опыт работы показал, что участникам-психологам для повышения вовлеченности участников-военнослужащих в процесс работы желательно располагаться в одном из кругов. Это увеличит частоту образования пар психолог-военнослужащий. Дополнять «психологический» круг лучше всего наиболее активными военнослужащими.

Ведущий: «Сегодня я предложу вам задать себе вопросы и ответить на них. Вопросов будет восемь. Сначала на первый вопрос будут отвечать «люди внешнего круга», а «люди внутреннего круга» будут их слушать и при необходимости помогать. То есть внутренний круг будет кругом консультантов. На ответ дается 2-3 минуты». Ведущий предлагает «людям внешнего круга» задать себе первый вопрос: Что я хочу? Ведущий (через 2-3 минуты): «Если все уже ответили, прошу внутренний круг встать и пересесть на одно место вправо. Теперь вы, «люди внутреннего круга» отвечаете на тот же вопрос уже новым для вас «людям внешнего круга», которые будут вашими консультантами в течение 2-3 минут». Ведущий повторяет первый вопрос. Ведущий (через 2-3 минуты): «Если ответ удался всем, прошу встать «людей внешнего круга» и переместиться на 1 место вправо. На второй вопрос первыми отвечать будете опять вы». Ведущий задает второй вопрос, и так далее. Таким образом, участники из внешнего и внутреннего кругов по очереди отвечают и выслушивают ответы на каждый вопрос, при этом «консультирующий» круг после выслушивания ответа на очередной вопрос перемещается на одно место вправо. «Смена ролей» (клиент-консультант) дает участникам возможность поочередно концентрироваться на своей и чужих проблемах и тем самым освободиться от сверхзначимости собственных проблем. Постоянная смена партнеров позволяет каждому охватить большой спектр проблем и способов их решения, что способствует экспоненциальному росту социального интеллекта и зачастую приводит к инсайту (озарению) в решении собственной проблемы.

Участники группы во время упражнения «Безумное чаепитие» отвечают на следующие вопросы о себе: 1)Что я хочу? 2)Что я могу? Первые два вопроса позволяют участникам исследовать свои актуальные мотивы и «рабочий», сознательно используемый ресурс. Следующие два вопроса восстанавливают психологическую связь между прошлым и настоящим, позволяют осознать их преемственность и динамику личностных изменений. 3)Какова моя заветная мечта детства? 4)Какова мечта такой же степени заветности сейчас? Пятый и шестой вопрос посвящены сравнению необходимого и имеющегося ресурса, выявлению неосознаваемого до сих пор потенциала. 5)Что нужно, чтобы моя мечта осуществилась? 6)Кто или что мне помогает в ее осуществлении? Последние два вопроса позволяют приступить к разработке конкретного плана по достижению наиболее значимых целей, завершая континуум прошлое-настоящее-будущее. 7)Что я сделаю для ее осуществления в ближайшие полгода после демобилизации? 8)Что я сделаю для ее осуществления, находясь еще на службе в армии?

После ответов обоих кругов на все вопросы ведущий предлагает немного размяться с помощью упражнения «Скалолаз» (методика взята из материалов занятий курса «Танцевальная, телесно-ориентированная и арттерапия» В.А.Ананьева). Продолжительность: 10-15 минут. Упражнение представляет собой телесно-ориентированную технику и направлено на восстановление способности к телесному контакту, способности к доверию и взаимопомощи. Упражнение содержит скрытую метафору: жизненный путь есть цепь взаимодействий с другими людьми.
Инструкция: «Давайте встанем в одну линию, не обязательно прямую. Теперь мы все представляем из себя скалу, рядом с которой находится глубокая пропасть. Скала неровная, непроходимая, поэтому каждый сейчас может принять положение, способствующее максимальной непроходимости. Учтите только, что вам же придется по ней и проходить. Самый смелый, предположим я, первым попытается преодолеть эту скалу по всей длине, хватаясь за имеющиеся выступы и используя наличные углубления. Наступать можно только между ступнями участников, составляющих скалу. К скале просьба: не обрушиваться. Соседние скалы! Поддерживайте друг друга! Когда я преодолею весь путь, то встану, как продолжение скалы, а участник, стоявший в начале ее, станет следующим скалолазом». После окончания упражнения участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями и переживаниями по поводу «Безумного чаепития» и «Скалолаза». Продолжительность: 10-15 минут.

Третья часть: «Раздача подарков» (методика предложена сотрудницей Центра психоэмоциональной регуляции и психологического консультирования Северо-Западного округа ВВ МВД России Ясиной А.). Продолжительность третьей части: 20-25 минут.

Упражнение «Мы с тобой одной крови». Продолжительность: 10-15 минут. Оборудование: маленькие листочки бумаги, на каждом из которых написано название какого-либо животного. Животных предпочтительно выбирать сильных, гордых и красивых (лев, орел и т.п.), относительно несложных для изображения и узнавания. Название каждого животного встречается дважды. Кроме того, необходима шапка или коробка для этих листочков.
Инструкция: «Сейчас каждый из вас возьмет из шапки (коробки) листочек, на котором написано название животного. Необходимо будет найти своего «брата по крови», то есть животное того же вида. Чтобы вас нашли, постарайтесь изобразить доставшегося вам зверя, причем молча».
Упражнение направлено на развитие восприятия и передачи невербальной информации, как дополнительного способа установления контакта. Когда контакт между парами установлен, переходим к упражнению «Подарок напарнику». Продолжительность: 10-15 минут.
Инструкция: «Давайте подарим своим единокровным братьям подарки. Подарки будут символическими, они могут быть волшебными и не очень, поэтому можете дарить все, что угодно. Процесс дарения начинается словами: «Я (например, Иван) дарю тебе…». Не «хочу подарить», а именно «дарю». Важно, чтобы подарок состоялся. Если вам понравилось дарить подарки, можете подарить подарок еще кому-нибудь».

Четвертая часть: Завершение. Продолжительность: 10-15 минут. По кругу каждый отвечает на вопрос: Что было трудно и что было важно сегодня? Какие чувства вы переживали сегодня? В конце обсуждается выбор темы следующего занятия.

Третье занятие - «Быль о правах»

Продолжительность: 3-3,5 часа.
Тема: Права.
Цель: Осознание участниками группы наличия у них прав - таких же, как и у других людей – уже только потому, что они рождены людьми. Осознание взаимосвязи прав и ответственности. Принятие ими на вооружение такого понятия, как «гарант соблюдения прав». Поиск этого гаранта вовне и в себе, для себя и для других. Признание равенства своих прав и прав других людей.

Первая часть: Разминка. Продолжительность разминки: 55-60 минут. Ведущий задает участникам группы уже знакомый им вопрос: Что нового и хорошего произошло с тобой со вчерашнего дня? Продолжительность круга: 10-15 минут. Затем ведущий организует проведение следующих разминочных упражнений.

Упражнение «Контакт глазами» (методика взята из материалов занятий А.М.Родиной). Продолжительность: 5-10 минут.
Инструкция: «Когда вы хотите пригласить девушку на танец, очень полезно предварительно поймать ее взгляд и убедиться в том, что вы не будете отвергнуты. Вот и проведем техническую подготовку к будущим приглашениям. Ваша задача – установить контакт глазами с кем-нибудь из круга (в нашем случае не обязательно это должна быть дама) и, не теряя этого контакта, поменяться с «контактером» местами». Умение устанавливать контакт – главное оружие против изоляции. Тревожный, недоверчивый человек избегает смотреть другому в глаза, опасаясь «раскрыть» свои чувства и желания. Умение устанавливать контакт глазами – серьезное приобретение для людей, страдавших от изоляции. Упражнение «Контакт глазами» имеет смысл проводить только в рамках третьего группового занятия, когда острота проблемы изоляции в группе уже снята и установилась атмосфера доверия между участниками группы. Теперь это упражнение «дает разрешение» на контакт глазами, как способ установления взаимоотношений в жизни вообще.

Упражнение «Самолет + машина» (методика взята из материалов занятий курса «Технология тренинга» старшего преподавателя кафедры психологической помощи психолого-педагогического факультета СПбГПУ им. А.И.Герцена Т.Ю.Королевой). Продолжительность: 10-15 минут.
Инструкция: «Попрошу всех участников объединиться в две команды, равные по количеству. Команде слева необходимо будет построить самолет, причем деталями этого самолета будут они сами. Кто будет чем, и как оно при этом будет работать – решайте сами. Команда справа – таким же образом строит машину. Время на постройку – 5 минут, затем – демонстрация результатов».

Упражнение «Спор» (эта и следующая методики взяты из материалов занятий Т.Ю.Королевой). Продолжительность: 5-10 минут.
Инструкция: «Предлагаю поспорить. О чем? Да, собственно, ни о чем. Просто поспорить. Выберите себе партнера, а затем один из вас будет утверждать: «Да!», а второй – «Нет!». Чтобы никому не было обидно, через 2-3 минуты по моей команде точка зрения каждого – меняется на противоположную».

Примечание: В этом упражнении имеет смысл варьировать интонацию утверждений, что придает спору игровой характер обогащает палитру эмоциональных реакций. Упражнение позволяет участникам в игровой форме преодолеть психологический барьер, возникающий при необходимости противоречить другому человеку; отследить различия в эмоциональной окраске утверждений «Да!» и «Нет!», что при дальнейшем обсуждении поможет увидеть разнообразие индивидуальных переживаний в одинаковых ситуациях.

Упражнение «Спор стенка на стенку». Продолжительность: 5-10 минут. Инструкция: «Сейчас мы продолжим наши споры, но уже коллективно. Попрошу одного партнера из каждой пары отойти вправо, а другого - влево. У нас получилось две команды. Та, которая находится от меня справа, утверждает: «Да!». Та, что от меня слева – «Нет!». Через три минуты – обе команды меняются точками зрения». Упражнение нацелено, прежде всего, на эмоциональную разрядку. Кроме того, «Спор стенка на стенку» дает возможность «почувствовать команду», то есть является упражнением на сплоченность.

После этого упражнения ведущий предлагает участникам вернуться в круг и ответить на вопросы: Какие ощущения были у вас, когда вы утверждали: «Да!»? Какие, когда вы говорили: «Нет!»? Что вы чувствовали, когда спорили вдвоем? Что – когда спорили «стенка на стенку»? Все четыре вопроса задаются одним блоком. Подробные ответы на каждый вопрос – не требуются. Важны общее впечатление и наиболее яркие эмоции. Продолжительность: 10-15 минут.

Вторая часть: «Быль о правах». Продолжительность второй части: 1 час 25 минут – 1 час 35 минут.

Упражнение «Быль о правах» (методика взята из материалов занятий А.Л.Лихтарникова). Продолжительность: 50-55 минут.
Инструкция: «Просьба к участникам объединиться в тройки. Возьмите стулья и рассредоточьтесь в пространстве так, чтобы ни одна тройка не мешала беседовать другой. Я задам пять вопросов. Для ответа на каждый вопрос будет выделено 10 минут (примерно по 3 минуты на участника)».

Примечание: Необходимо присутствие участника-психолога в каждой из малых групп. Если никто из участников-военнослужащих не готов взять на себя первый ответ (что бывает чаще всего – тема упражнения очень неожиданна, трудна для понимания и зачастую болезненна), то именно психолог будет первым отвечать на вопросы.

С интервалом в 10 минут ведущий задает вопросы для малых групп: 1)Какие права были у тебя в детстве? 2)Кто тебе их гарантировал? 3)Какие три главных права у тебя сейчас? 4)Кто тебе их гарантирует? 5)Какие права ты гарантируешь другим?
Упражнение является центральным в третьем групповом занятии. Основная задача упражнения – достижение цели, поставленной в начале описания этого группового занятия: осознание участниками группы наличия у них прав, осознание взаимосвязи прав и ответственности, поиск гаранта соблюдения прав, признание равенства своих прав и прав других людей.

По окончании упражнения «Быль о правах» ведущий просит участников группы вернуться в круг и приступает к подготовке телесно-ориентированного упражнения «Разумный эгоизм» (методика взята из материалов занятий В.А.Ананьева). Продолжительность: 20-25 минут.
Инструкция: «Выберите себе партнера. (Примечание: психологам нужно активно выбирать себе в пару военнослужащих, чтобы не было пар психолог-психолог). Встаньте спиной друг к другу. Выберите положение, в котором вам удобно так, что можно простоять долго и не устать». Когда равновесие в парах достигнуто, ведущий начинает формировать группу. Для этого к одной из пар (самой надежной) он присоединяет участников еще одной пары. После достижения нового равновесия – участников следующей и т.д. до того, пока не присоединятся все. Необходимо, чтобы группа некоторое время (лучше несколько минут, но можно и несколько секунд) побыла в состоянии равновесия.

Скрытая метафора этого упражнения: хочешь, чтобы всем было хорошо – думай о себе; хочешь, чтобы тебе было удобно – учитывай желания других.

После окончания упражнения участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями и переживаниями по поводу упражнений «Быль о правах» и «Разумный эгоизм». Продолжительность: 10-15 минут.

Третья часть: Практическое применение теории. Для закрепления приобретенных познаний в области права ведущий объявляет проведение упражнения «Правовая скульптура». Продолжительность: 25-30 минут.
Инструкция: «Объединитесь в три команды. Задание для всех трех команд одинаковое: придумать и поставить сценку на тему, которой посвящено сегодняшнее занятие, то есть – о правах. Это может быть «скульптура», то есть что-то неподвижное, а может содержать какое-то действие, но обязательно молча. Все должно быть понятно без слов. Времени на подготовку – 15 минут».

При выполнении этого упражнения психологам-участникам группы желательно минимизировать свою активность, чтобы дать возможность участникам-военнослужащим выразить в игровой форме и тем самым перевести на удобный для их собственного понимания язык суть проблемы соотношения прав и обязанностей, смысл понятия «гарант соблюдения прав» и переосмыслить свою роль в системе межличностных отношений. Коллегиальность работы позволит участникам в процессе подготовки сцен еще раз в символической, свободной от стереотипов форме проработать важные для них вопросы темы прав.

Четвертая часть: Завершение. Ведущий задает вопросы для круга: Какие чувства вы испытывали во время занятия? Что нового и важного вы узнали сегодня? Что нового вы узнали за эти четыре дня? Продолжительность: 15-20 минут. Очень важным моментом является прощание психологов с военнослужащими.

Основной задачей реабилитационной программы является достижение участниками способности к дальнейшему самовосстановлению, поэтому военнослужащие должны знать о том, что дальше им придется двигаться по жизни самим, без помощи тех, кто были с ними эти четыре дня, а также о том, что они это могут. Группа, участниками которой они были, - это всего лишь модель общества, где соблюдаются принципы доверия и безопасности. Если им было хорошо в атмосфере группы, то они могут унести эти принципы с собой и делиться ими с другими людьми. Следует только помнить, что в «большом» мире несущих принципы доверия не всегда венчают лавровыми венками.